Куда уходят дети

Взрослые всё чаще уступают в противостоянии с детской смертностью и травматизмом

Печальную статистику собрали в июне. За месяц в Иркутской области погибли 18 детей. Самоубийства, смерти от вдыхания бытового газа и удушения на пожаре, несовместимые с жизнью травмы в ДТП, утопления. По мнению экспертов, взрослые могли предотвратить большинство случаев, но не сложилось. Оставленные без присмотра дети всё чаще становятся жертвами равнодушия родителей и собственной неосведомлённости о правилах поведения. Контролирующие органы возлагают надежду на профилактику и победу разума над безалаберностью.

Дома и на улице
Лето для одних – время отдыха, для других – самый напряжённый период, когда тысячи бесконтрольных и незанятых детей выходят на улицы в поисках развлечений. Каждому ребёнку нужен организованный отдых, но не все его получают. В надзорных ведомствах переживают в первую очередь за детей из группы риска, состоящих на учёте в полиции. По состоянию на июнь в оздоровительных лагерях отдохнули 46% из них. Благодаря присмотру в учреждениях они не совершили ни одного преступления и не стали их жертвами.

Тем не менее беспокойство вызывают вечные беглецы, которые то и дело покидают места, в которых живут. В июне из оздоровительных лагерей сбежали девять таких детей, и по состоянию на прошлый понедельник нашли семерых. «Существует прямая зависимость между организацией летнего отдыха и совершением правонарушений», – говорит начальник подразделения по делам несовершеннолетних ГУ МВД по Иркутской области Людмила Храменкова.

На конец июня правоохранители зарегистрировали 55 преступлений, за совершение которых привлекли к ответственности 64 подростка, 25 из которых состояли на учёте. «Это дети, у которых не был организован летний отдых, – отмечает Людмила Храменкова. – Наибольшей преступной активностью отмечены Иркутск, Усолье-Сибирское, Братск, Черемховский и Усть-Кутский районы». В частности, в Братске загородным отдыхом в июне обеспечили только девятерых из 515 несовершеннолетних, принадлежащих к группе риска.

«На наш взгляд, – констатирует Людмила Храменкова, – причина всех летних происшествий – в ненадлежащем обеспечении защиты жизни и здоровья детей родителями. Вина выражена в бесконтрольности, недосмотре, возможно, в пьянстве». С начала года в семьях получили травмы 169 детей, 32 из них – ожоги, 55 – отравления, трое – обморожения. По разным причинам в июне погибли 18 детей, 41 получили травмы. Шестеро совершили попытки самоубийства, четверо смогли довести их до конца.

«Оставляя в доступном месте лекарства, покупая несовершеннолетним скутеры и разрешая их водить, родители часто становятся виновными в смерти собственных детей, – говорит Людмила Храменкова. – Также я усматриваю и вину детей, обладающих правовой безграмотностью и виктимным поведением. Оставляя без присмотра свои вещи и появляясь в общественных местах в золотых украшениях, они сами провоцируют преступления, которые совершают в отношении них».

Не по правилам
С наступлением каникул растёт количество ДТП. Если в прошлом году под колёса автомобилей в Иркутской области попали двое детей-велосипедистов, то в нынешнем году их уже 17. Дети, как молнии, выскакивают на пешеходный переход, и вовремя затормозить перед ними не всегда получается. Чаще стали попадать в ДТП пешеходы-малыши. С начала года в 143 происшествиях на дорогах погибли пятеро детей и 148 получили ранения. По их вине случилось 48 ДТП.

«Беспечность родителей не только в том, что они покупают детям скутеры, – считает врио начальника УГИБДД ГУ МВД по Иркутской области Вячеслав Жилкин. – Буквально вчера произошло два ДТП. В Усть-Илимске два ребенка, пристёгнутые ремнями безопасности, попадают в ДТП и получают минимальный вред здоровью. И вчера на улице Сурнова в Иркутске папа выехал на встречную полосу движения, допустил столк­новение с другим автомобилем, движущимся во встречном направлении, и его дети получили значительные травмы. Они были не пристёгнуты и находились в машине без удерживающих устройств. Налицо безалаберность нас, взрослых».

Опасно на железной дороге. До начала лета здесь погибли четверо детей и шестеро получили травмы. Как показали проверки, во всех происшествиях правила поведения нарушили сами пострадавшие. В двух случаях матери не держали за руку детей, перебегавших пути в неположенном месте, в результате малыши погибли у них на глазах. В Чунском районе мальчик из-за музыки в наушниках не услышал приближающегося поезда. В Братском районе двое детей бегали по крышам вагонов, электрический разряд не оставил их в живых.

«Сегодня прежде всего взрослых не удаётся научить правилам поведения на железной дороге, а они, в свою очередь, не могут научить своих детей, – говорит начальник отдела по делам несовершеннолетних Восточно-Сибирского ЛУВД Тамара Темникова. – Если говорить о взрослом травматизме, то только за пять месяцев нынешнего года пострадали 50 человек».

Государственную инспекцию по маломерным судам летом больше всего беспокоит смертность на водоёмах, непригодных для отдыха. В прошлом году на воде погиб 21 ребёнок. «В этом году произошёл вопиющий случай, вина родителей в котором практически стопроцентная, – рассказывает начальник отдела ГИМС ГУ МЧС России по Иркутской области Сергей Митин. – Группа взрослых отдыхала на водоёме, употребляла алкоголь в большом количестве. Одна из женщин пришла с тремя малолетними детьми, одному из них должно было исполниться три года. В течение 40 минут за ребёнком не следили, потом спохватились. Предположительно он упал в воду и утонул».

Пожарная обстановка в Приангарье стабильна, но гибель детей в огне участилась. По данным ГУ МЧС по Иркутской области, с 1 января по 24 июня в десяти пожарах погиб­ли 12 детей, девять дошкольников и трое в возрасте от 7 до 14 лет. Причиной смерти пятерых из них стала детская шалость с огнём. «У нас взрос­лые либо сами нарушают технику безопасности, либо не работают с детьми, не доводят до них элементарные правила поведения», – согласен с коллегами врио замначальника управления надзорной деятельности ведомства Александр Кузнецов.

Минуты решают
В полиции напоминают, что родители ни на минуту не должны забывать о собственном статусе. В случае исчезновения ребёнка необходимо звонить в бюро регистрации несчастных случаев по телефону в Иркутске 21-64-64. Каждый день сюда обращаются до десяти семей и родителей «потеряшек». «Большинство – дети с синдромом бродяжничества, они, как правило, быстро находятся. Но если дети впервые уходят из дома, из полноценной семьи, то вынуждена отметить, в последнее время участились ситуации, когда мы находим их мёртвыми. Во многих случаях детей можно было спасти, если бы родители начали искать их сразу, а не через сутки после исчезновения», – говорит начальник бюро Елена Кузнецова.

В областном центре профилактики, реабилитации и коррекции напоминают, что нельзя оставлять детей один на один с горем. По оценкам директора центра Маргариты Галстян, в прошлом году специалисты оказали экстренную психологическую помощь 50 несовершеннолетним с суицидальными настроениями. «Я считаю, мы оставили их в живых», – говорит психолог. Обратиться за бесплатной услугой можно по телефонам в Иркутске: 47-83-54 и 47-82-74. Братьям и сёстрам, друзьям и одноклассникам погибших также нужна психологическая помощь. Утрату они переживают ещё сильнее взрослых, говорят в центре, поэтому взрослых здесь просят обращаться к специалистам, не дожидаясь беды.

Источник: Ангелина Саломатова, газета "ВСП"


comments powered by HyperComments